Подготовка пчел к кочевке

Разведение и содержание

ПОДВОЗКА пчелиных семей к массивам медоносных растений, или, как говорят пчеловоды, кочевка, — очень важное средство получения устойчивых высоких сборов меда. Прием этот не нов. Египтяне применяли кочевку пчел задолго до нашей эры. Они возили их на лодках по Нилу, и это давало им возможность получать хорошие медосборы.

В нашей стране широко применял кочевку пчел П. И. Прокопович, который перевозил своих пчел на волах на большие расстояния. В отчете по пчеловодству за 1837 г. он сообщает, что на вывозку 1800 ульев и пасечного имущества потребовалось 250 подвод.

В наше время кочевать гораздо легче, чем во времена П. И. Прокоповича, но, к сожалению, пчеловоды еще плохо используют этот прием для увеличения сборов меда.

Пчеловоды-любители, живущие в городах, также не будут видеть меда, если не станут кочевать со своими пчелами.

Для любителей, желающих вывозить пчел, но еще не имеющих опыта в этом деле, мы решили дать несколько практических советов.

Во-первых, одному человеку кочевать невозможно, так как каждый пчеловод-любитель, как правило, работает на производстве и своим пчелам может посвятить лишь выходные дни и отпуск. Поэтому лучам объединиться по пять-шесть человек, сообща нанять машину, сообща готовить пчел к перевозке, также сообща упаковать и погрузить ульи на машины и по очереди охранять их.

Прежде чем перевозить пчел, надо найти место, куда их можно везти. Выбор хорошего места обеспечивает успех кочевки. При этом не надо бояться большого расстояния: иногда хорошее место отыскивается за 500 км или более. Все затраты с лихвой окупятся медосбором.

Подобрать место для кочевки вам поможет районный зоотехник. Для постановки пасек на землях совхозов и колхозов необходимо заручиться согласием руководителей этих хозяйств. Если пасеку предполагается поставить в лесу, нужно получить соответствующее разрешение в лесничестве.

При перевозке пчел пчеловоды иногда запаривают лучшие семьи в дороге. Запаривание семей происходит только по вине пчеловода, и чтобы его не допустить, надо правильно готовить пчел к перевозке и правильно перевозить.

В дороге пчелиные семьи сильно беспокоятся, особенно после того, как они успешно поработали на медосборе. Семьи в это время сильные и в гнездах много меда, который не успел еще как следует созреть и в котором много влаги. В результате в гнезде резко повышаются температура и влажность, отчего может произойти запаривание расплода и пчел, обрыв сотов, гибель пчел и матки.

Для предупреждения обрыва сотов из гнезда удаляют полномедные рамки со светлой сушью, вместо них ставят пустые соты, рамки с вощиной или просто рамки без вощины. Бояться обрыва вощины во время перевозки не следует. Если семья находится в улье-лежаке, то ей дают полный комплект рамок. На стандартный 12-рамочиый улей при перевозке весной ставят второй корпус или пустой магазин, а семье, имеющей 8-10 рамок расплода, дают второй корпус и на корпус еще магазин. В многокорпусных ульях на семью, занимающую два корпуса, сверху ставят третий с вощиной, а на занимающую три корпуса — четвертый с вощиной.

Для кочевки очень удобны рамки Гофмана. Они не требуют разделителей. Вся упаковка заключается в том, что между крайней .рамкой и стенкой улья вгоняются два клина с таким расчетом, чтобы все рамки были прочно закреплены в улье и их нельзя было вынуть. Благодаря боковым выступам рамки не качаются и нет опасности задавить пчел. Если рамки не укрепить клиньями, то в дороге они будут двигаться и при наклоне улья могут даже вывалиться.

Если в ульях обычные рамки, то, чтобы они не раскачивались в пути, их укрепляют разделителями. Разделители — это брусочки 12X12 мм в сечении и длиной 100 мм с плечиками из проволоки или жести. Можно делать брусочки и без плечиков, но тогда их длина должна быть равна высоте улья, чтобы они  упирались в его дно. Разделители помещают между рамок напротив боковых планок с обеих сторон. Когда все разделители будут вставлены, последнюю рамку с силой отодвигают стамеской от боковой стенки улья и вставляют более толстый разделитель. Надо считать хорошо упакованными рамки тогда, когда их нельзя ни пошевелить руками, ни вынуть из улья.

Гораздо проще и быстрее можно упаковать семьи, если разделители соединить в специальную гребенку, в которой они расположены через 25 мм друг от друга и соединены гвоздями с полоской обручного железа. Чтобы упаковать рамки, достаточно приподнять край холстика и вложить гребенку зубьями между рамок. В каждую пчелиную семью вставляют две гребенки — к передней и к задней стенкам улья. При упаковке двухкорпусных и трехкорпусных ульев разделители и гребенки ставят во все корпуса.

При перевозке рано весной, когда семьи еще недостаточно сильные и в гнездах мало расплода и меда, после того, как вставят разделители, сверху рамок кладут чистый холстик, прижимают его планками и прибивают гвоздиками.

В летний и осенний периоды при такой упаковке семьи могут запариться. В это время их упаковывают по-другому. На борта ульев-лежаков прибивают с помощью планок редкую мешковину, на ульи без бортов и на двухкорпусные ставят пустые магазины, на многокорпусные — корпус с искусственной вощиной или пустой. Сверху прививают редкую мешковину. Она не пропускает много света, Поэтому пчелы сидят в полумраке и сильно не возбуждаются, через отверстия мешковины проходит достаточно воздуха.

Магазины и вторые корпуса с четырех сторон прибивают при помощи деревянных брусков и нижнему корпусу или скрепляют корпуса специальными скобами или металлической пленкой, предложенной Институтом пчеловодства.

Использовать вместо редкой мешковины проволочную сетку нежелательно, так как при перевозке днем пчелы будут идти на свет и забивать своими телами сетку. От этого вентиляция прекратится, и семья может погибнуть от перегрева. При перевозке с проволочной сеткой обязательно надо затенять ульи крышами, под которые следует положить деревянные  бруски, чтобы в гнезда поступал свежий воздух.

После того как семьи упакованы, можно заказывать машины для перевозки. Машины необходимо дополнительно оборудовать: на борта поставить деревянные решетки, которые позволяют двухкорпусные ульи возить в два яруса, а лежаки — в четыре. Без решеток перевозить ульи в четыре яруса почти невозможно. Но и с ними после погрузки ульев необходимо весь воз увязать, чтобы ульи в машине не прыгали и не двигались. По окончании лёта пчел леток наглухо задвигают или забивают деревянной планкой и улей с пчелами грузят на машину. Рамки должны быть расположены параллельно направлению движения машины. При хорошей упаковке положение рамок по отношению к машине может быть любым, так как тогда не страшны ни продольные, ни поперечные толчки.

Крышки на кочевку можно не возить. Если они двухскатные, то на две машины с ульями потребуется третья машина под крыши. В этом случае их можно заменить кусками толя или рубероида. Накрытые толем ульи не промокнут на дожде, а чтобы эти временные крыши не сдувало ветром, на них кладут тяжелые предметы — камни, поленья и т. д.

После того как ульи будут погружены на машину и увязаны веревками, нужно сразу же ехать. Желательно за одну ночь достичь пункта назначения, По хорошей дороге машина может идти с обычной скоростью, но если дорога неровная, то надо ехать более осторожно.

Если ехать надо на большое расстояние и одной ночи не хватит, то с наступлением рассвета нужно остановить машину, выгрузить ульи, открыть летки — пусть пчелы весь день летают, а шофер отдыхает. После окончания лета ульи снова грузят и едут дальше. Если машину ведут два шофера, то можно ехать и днем, и ночью. В прохладную погоду никаких дополнений к упаковке не требуется, так как при движении машины гнезда будут хорошо продуваться. В жаркий день надо машину накрыть палаткой так, чтобы встречный ветер дул под нее на пчел. Для этого передний край палатки делают выше машины, а задний опускают до ульев. Палатка необходима всегда, так как если в дороге случится дождь, то не защищенные от дождя пчелы могут погибнуть.

По прибытии на место пчелиные семьи надо расставить группами. Каждая группа должна принадлежать одному хозяину. Ульи лучше ставить в тени деревьев и кустарников, которые будут защищать семьи в жаркое время дня от палящих лучей солнца. Кроме того, при таком расположении пчелы лучше запомнят места стоянки своих ульев, и это исключит слёты и налёты.

Если нет деревьев и кустарников, то надо сделать искусственные ориентиры, а группы ульев расположить друг от друга не ближе 10м.

После выгрузки ульев, если еще темно, надо сразу же открыть летки. Пчелы выкучатся на переднюю стенку, а потом успокоятся и опять войдут в улей. Днем они будут нормально облетываться. Если семьи привезли днем, то после разгрузки не следует сразу открывать летки: надо дать сначала успокоиться пчелам, а потом уже открывать летки, иначе, сильно побеспокоенные, они могут слететь из своих ульев.

Иногда пчеловоды после перевозки пчел кладут на летки пучки сена или ставят наклонно дощечки, чтобы пчелы лучше облетелись. Все это только мешает им нормально жить и работать!

На другой день после приезда необходимо снять с ульев мешковину, чтобы пчелы ее не грызли и не заклеивали воском и прополисом. Разделители трогать не следует, так как они не мешают пчелам: их надо удалять только вместе с отбором меда.

Утепление на ульях необходимо держать с весны до постановки в зимовник. Весной и _ осенью оно спасает пчел от холода, а летом — от жары. Без утепления в ульях, накрытых толем или крышами, обитыми железом, толем, рубероидом, пергамином, от жары могут расплавиться и оборваться соты. Если соты и не расплавятся, то все равно семья снизит продуктивность до 30%.

И последний совет. Не следует ставить своих пчел рядом с колхозной или совхозной пасекой. Расстояние между пасеками должно быть не менее 3 км.

Нет ключевых слов Комментариев нет

Комментариев пока нету. Почему бы вам не оставить свой комментарий?

Оставить комментарий