софт бесплатно без регистрации

Алтай — родина сибирского пчеловодства. Часть 2

История

Около столетия алтайское пчеловодство, несмотря на свою примитивность и низкую культуру, преуспевало. Но наступившие в середине прошлого столетия общественно-экономические изменения (развитие свеклосахарной промышленности, производство спирта из зерновых и прочее) и усиленное заселение Алтая, вызвавшее развитие земледелия и скотоводства, лишили пасеки богатых медоносных пастбищ. Вырубка и уничтожение растительности привели к изменению климатических условий: воздух стал суше, появились ветры. Все это резко сказалось на пчеловодстве. К тому же несколько лет подряд не было медосборов.

Особенно тяжелым оказался 1880 г. Неблагоприятная зимовка вызвала почти полную гибель пчелиных семей во многих районах. Нарушение естественного баланса уже не давало возможности алтайскому пчеловодству быстро и легко восстанавливаться с приходом медосборных лет. Оно неуклонно двигалось к упадку. Только повышение рентабельности пчеловодства, переход на более рациональную рамочную систему могли удержать эту важную отрасль сельского хозяйства от полного угасания.

Первая пасека из рамочных ульев «галицийской» системы была создана в 1860 г. генералом Шайтановым и размещалась у реки Проходной в 12 верстах от села Ульбинского (в 40 километрах от Усть-Каменогорска). В 1866 г. на северном Алтае под г. Кузнецком появляются рамочные ульи системы Губера.

В 1870 г. в Зайсане пчеловод Хахеов использовал на своей пасеке несколько систем разборных ульев и сконструировав» улей, названный впоследствии «Хахловским». Под г. Барнаулом Сахаров устроил большую пасеку из рамочных ульев. В Усть-Каменогорске и его окрестностях на пасеках разных владельцев также появляются по несколько разборных ульев европейских и американских систем.

Затем примерно на 20 лет развитие рамочного пчеловодства Алтая прекратилось, и оно не имело практического значения. Пчеловоды не умели обращаться с разборными ульями, слишком еще была низка вся культура пчеловодного дела.

Только в последующие годы произошло заметное оживление в пчеловодстве юго-западного Алтая. Решающая роль в этом принадлежала политическим ссыльным. Особенно много сил и энергии отдал пчеловодству Александр Николаевич Федоров, сосланный в г. Усть-Каменогорск в 1884 г. за участие в студенческих волнениях и революционную деятельность. Очарованный алтайской природой, А. Н. Федоров посвятил всю свою жизнь пчеловодному делу.

На деньги, заработанные частными уроками и переплетным делом, он устроил возле села Ульбинского пасеку, где возвел все необходимые постройки, выписал пчеловодный инвентарь и инструменты, а также множество пчеловодной литературы. Пользуясь справочниками и различными руководствами, Александр Николаевич сам мастерил рамочные ульи разных систем: Гравенгорста, Кована, Дубини, Зубарева и других. На его пасеке стоял контрольный улей и Федоров вел ежедневные записи и учет, проводил различные наблюдения и опыты, сеял культурные медоносы и т. д. Вместе с другим политическим ссыльным, своим другом Михаэлисом (современниками они оба были названы «отцами рамочного пчеловодства на Алтае»), Федоров сконструировал улей новой конструкции, который назвали «Алтайским». Улей этот был экспонирован на Всероссийской Нижегородской выставке в 1896 г., где был отмечен, а авторы награждены большой серебряной медалью. «Алтайский» улей быстро распространился по многим пасекам Алтая и Сибири.

На своей образцовой, хорошо оборудованной пасеке Федоров устраивал бесплатные курсы рамочного пчеловодства, давал советы, выступал с лекциями, организовывал выставки. В Усть-Каменогорске им был основан уникальный музей по истории пчеловодства на Алтае.

С 1910 г. А. Н. Федоров был назначен на должность инструктора по пчеловодству Семипалатинской области. На этой работе он оставался до конца жизни и сделал очень много для развития рационального пчеловодства. Здесь полностью проявился его талант страстного общественного деятеля, почти фанатически преданного любимому делу — пчеловодству. Он создал учебно-показательную пасеку, где ежегодно проводил трехнедельные пчеловодные курсы, руководил работой других пасек, разъезжая по вверенной ему территории и на местах оказывая непосредственную помощь пчеловодам. За 33 года пчеловодной деятельности Федоровым была собрана, богатейшая пчеловодная библиотека. После его смерти она была передана городу Усть-Каменогорску.

Большим другом, близким соратником и сподвижником А. Н Федорова был также политический ссыльный, известный ученый и исследователь Алтая Евгений Петрович Михаэлис. Он прекрасно знал алтайскую природу и пчеловодство. Много было сделано им в области развития и популяризации рационального пчеловодства и повышения его культуры. Профессор Сапожников — известный исследователь Алтая — так отзывался о Е. П. Михаэлисе: «Он был одним из тех самоцветов, которые вставлены в безнадежную серую рамку нашего захолустья...»

Кроме А. К Федорова и Е. П. Михаэлиса, большую роль в развитии рационального пчеловодства на Алтае сыграли пчеловоды Хахлов (в Зайсанской долине) и Т. Д. Копырин (в Убинском пчеловодческом районе), страстные популяризаторы и любители пчеловодства — И. Шавров, Б. Герасимов, Д. Г. Панкратьев и другие.

В годы первой мировой войны, а затем и в период гражданской войны общее число пчелиных семей несколько сократилось, но число их владельцев намного возросло. Почти каждый крестьянин и городской житель заводил два — пять ульев, чтобы обеспечить свою семью медом.

Активным мероприятием по развитию пчеловодства Алтая и созданию организации, которая бы могла твердо стать на защиту   интересов    пчеловодства,    был I съезд пчеловодов Алтая, проходивший в 1915 г. в г. Усть-Каменогорске, а затем II и III съезды пчеловодов в 1916 и 1919 гг.

По имеющимся сведениям, в Семипалатинской губернии к 1920 году насчитывалось уже 79 950 семей пчел, а в целом по Казахстану — 81 815. После разделения в 1939 году края на Семипалатинскую и Восточно-Казахстанскую области с центром в г. Усть-Каменогорске в последней насчитывалось около ста тысяч семей пчел.

С марта 1923 г. в Семипалатинской губернии была утверждена должность инструктора по пчеловодству, почти ежегодно стали устраиваться краткосрочные пчеловодные курсы, выставки, проводиться уездные съезды пчеловодов, организовываться лекции, консультации по пчеловодству и т. д. В 1925 г. был организован Пчеловодсоюз, который был призван руководить пчеловодной отраслью всей страны. Для этого периода характерно кооперирование пчеловодов на товарищеских началах и организация общественных пасек различного характера. Нужно отметить, что в это время все еще преобладало колодное пчеловодство.

Мчавшаяся в 30-х годах массовая коллективизация сельского хозяйства перестроила и систему обобществленного пчеловодства. Все виды простых кооперативных, объединений ликвидировались, а вместо них стали создаваться колхозы. Первым колхозом пчеловодного направления в Усть-Каменогорске была пчеловодно-кролиководческая артель «Алтаец», организованная в январе 1930 г. Она объединила 12 пасек, в которых имелось около тысячи пчелосемей. Пасеки размещались в Уланском и Усть-Каменогорском районах.

Переход на рамочное оборудование и внедрение передовых методов пчеловождения, повышение культуры труда осуществлялись очень быстро. К 1937 г. колодных пасек на Алтае не стало.

Объединенные в крупные хозяйства пасеки стали находиться под постоянным контролем и руководством квалифицированных специалистов, снабжаться необходимым оборудованием и материалами. Это привело к тому, что пчеловодство начало бурно развиваться и расти в количественном отношении, повышать свою доходность и рентабельность и утверждаться как одна из. важных, доходных и надежных отраслей народного хозяйства Восточно-Казахстанской области.

, ,
Автор: Рострига Артур | Комментариев нет

Комментариев пока нету. Почему бы вам не оставить свой комментарий?

Оставить комментарий